Гомельский облисполком
Адрес: 246050, Гомель, пр. Ленина, 2

Меню
Главная Экономика О бюджете области

О бюджете области

Бюджет Гомельской области на 2018 год

Общая информация

В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты.

Местные бюджеты делятся на:

– бюджеты первичного уровня - сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);

– бюджеты базового уровня - районные и городские (городов областного подчинения);

– бюджеты областного уровня - областные бюджеты и бюджет г. Минска.

Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областного бюджета.

Составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджетов, контроль за их исполнением, а также составление, рассмотрение и утверждение отчетов об их исполнении – это непрерывный процесс с широким составом участников. В бюджетном процессе участвуют Президент, Парламент, Правительство, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы, органы Комитета государственного контроля, иные государственные органы, а также распорядители и получатели бюджетных средств.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в бюджет в соответствии действующим законодательством. Доходы бюджета формируются за счет:

  • налоговых доходов;
  • неналоговых доходов;
  • безвозмездных поступлений.

В свою очередь расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Для обеспечения соответствия между полномочиями государственных органов на осуществление расходов, закрепленных за республиканским и местными бюджетами, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать исполнение этих полномочий, предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов – бюджетных средств, передаваемых из одного бюджета в другой бюджет на безвозвратной и безвозмездной основе. При недостаточности в нижестоящем бюджете собственных доходов для финансирования его расходов в целях обеспечения сбалансированности из вышестоящего в нижестоящий бюджет передается межбюджетный трансферт в виде дотации.

Соотношение между доходной и расходной частями бюджета определяет итоговое сальдо бюджета. В зависимости от величины этого сальдо бюджет может быть сбалансированным, профицитным или дефицитным.

Все доходы, расходы, источники финансирования дефицита (направления использования профицита) бюджета структурированы в единой бюджетной классификации Республики Беларусь.

Бюджетная классификация – это группировка доходов, расходов, источников финансирования дефицита (направлений использования профицита) бюджета всех уровней бюджетной системы, используемая для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы.

 

Структуру бюджета можно представить следующим образом:


Бюджет Гомельской области на 2018 год


Бюджет Гомельской области на 2018 год утвержден местными Советами депутатов по доходам в объеме 2 523,0 млн. рублей и расходам в сумме 2 504,2 млн. рублей с превышением доходов над расходами в сумме 18,8 млн. рублей.

Объем собственных доходов на 2018 год бюджета Гомельской области определен в сумме 1 738,3 млн. рублей. В структуре доходов бюджета области на 2018 год предусмотрены налоговые доходы в сумме 1 584,1 млн. рублей (91,1 %) и неналоговые доходы – 154,2 млн. рублей (8,9 %).

В 2018 году безвозмездные поступления из республиканского бюджета составят 784,7 млн. рублей или 31,1 % объема доходной части консолидированного бюджета области.


 В составе расходов консолидированного бюджета доминируют расходы, связанные с финансированием обеспечения функционирования непосредственно учреждений социальной сферы и мероприятий, проводимых этой сферой. На 2018 год они запланированы в сумме 1 631,0 млн. рублей или 65,1 % объема расходов консолидированного бюджета области.


Информация об исполнении бюджета Гомельской области за 2017 год 

По результатам 2017 года в бюджет Гомельской области поступило 1 577,7 млн. рублей доходов, что позволило обеспечить выполнение уточненного годового плана как в целом на 101,1 %, так и по всем доходным источникам. Обеспечено выполнение уточненных годовых планов доходов всеми райгорбюджетами области. По сравнению с 2016 годом наполняемость местных бюджетов увеличилась на 169 млн. рублей, или на 12 %.

По данному показателю Гомельская область занимает второе место среди регионов республики, уступая лишь Минской области. По уровню выполнения годового плана доходов у нашей области также второй результат по республике.

В области постоянное внимание уделяется вопросам привлечения в бюджет дополнительных доходов и в полной мере реализованы предоставленные для этого действующим законодательством права. За счет максимально возможного увеличения ставок налога на недвижимость и земельного налога в местные бюджеты области мобилизовано 140 млн. рублей, за счет активизации работы по повышению эффективности использования государственного имущества и земельных ресурсов, включая их сдачу в аренду и продажу, в бюджет области привлечено 42,5 млн. рублей. Поступления действующих на территории области в соответствии с законодательством местных налогов и сборов составили 1,2 млн. рублей.

Таким образом, доходы консолидированного бюджета области с учетом безвозмездных поступлений из республиканского бюджета в сумме 756,00 млн. рублей сформированы в объеме 2 333,7 млн. рублей или 100,3 % годового плана. В структуре доходов консолидированного бюджета области удельный вес собственных доходов составляет 67,6 %, безвозмездных поступлений из республиканского бюджета – 32,4 %.

Расходы бюджета области за 2017 год произведены в пределах поступивших в бюджет доходов и средств из республиканского бюджета и составили 2 303,5 млн. рублей или 98,9 % годового плана, из них областной бюджет – 1 438,2 млн. рублей или 98,4 % уточненного годового плана. Расходы областного бюджета в консолидированном бюджете области составляют 62,4 %.

В отчетном периоде были приняты меры финансового регулирования, в результате которых обеспечена своевременная и в полном объеме выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, стипендий и других трансфертов населению непосредственно их получателям. В соответствии с наступившими сроками были выполнены все платежи по погашению обязательств перед республиканским бюджетом, исполнению иных долговых обязательств органов исполнительной власти. И как результат – минимальная кредиторская задолженность по средствам бюджета на 1 января 2018 года, как и в предыдущие годы.

Кредиторская задолженность по состоянию на 1 января 2018 года по бюджету Гомельской области составила 0,6 млн. рублей (на 01.01.2017 кредиторская задолженность числилась в  сумме 591,87 рубля).

Просроченной кредиторской задолженности нет.

В прошлом году, как и ранее, бюджет сохранил свою социальную направленность. Финансирование расходов, связанных с устойчивым функционированием отраслей социальной сферы, составило 64 % от общих расходов или 1 474,7 млн. рублей.

Консолидированный бюджет области находится в параметрах экономической безопасности.

По состоянию на 1 января 2018 года ф актический объем совокупного долга органов местного управления и самоуправления области сложился в объеме 906,4 млн. рублей или 45,1 % к объему доходов без учета получаемых субвенций и межбюджетных трансфертов, при норме 80 %.

На содержание органов местного управления и самоуправления в 2017 году направлены средства бюджета в сумме 74,4 млн. рублей или 98,5 % при годовом плане 75,5 млн. рублей.

Отрасли социальной сферы за 2017 год профинансированы в сумме 1 474,6 млн. рублей или на 99,3 % к уточненному годовому плану. Их удельный вес в общих расходах бюджета составил 64,0 %.

Расходы по отрасли «Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность» в 2017 году за счет средств бюджета области составили 236,0 млн. рублей или 98,3 % годового объема уточненных плановых назначений.

Финансирование мероприятий по охране природной среды в 2017 году сложилось в сумме 2,2 млн. рублей или 88,0 % от предусмотренного годового объема.

Расходы бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство (без расходов на жилищное строительство) в отчетном периоде профинансированы в сумме 229,3 млн. рублей или на 99,5 % уточненных годовых назначений.

Объем направленных из райгорбюджетов субсидий на возмещениетопливоснабжающим организациям разницы в ценах на твердое топливо, реализуемое населению, составил за 2017 год 3,4 млн. рублей, (100,0 % уточненных годовых плановых назначений).

Расходы консолидированного бюджета области на местное дорожное хозяйство за 2017 год профинансированы в сумме 19,5 млн. рублей (100,0 % уточненных годовых плановых назначений), из которых 83,6 % или 16,3 млн. рублей направлены дорожными организациями на содержание местных автомобильных дорог.

За счет субвенций из республиканского дорожного фонда в 2017 году профинансированы расходы в сумме 16,9 млн. рублей (95,5 % к уточненному годовому плану).

В 2017 году расходы инновационного фонда облисполкома составили 13,9 млн. рублей. Средства фонда использованы получателями на 93,3 % от запланированных по смете на 2017 год.

Капитальные вложения из областного бюджета при плане 72,5 млн. рублей за 2017 год профинансированы в сумме 72,0 млн. рублей, что составляет 99,3 % к годовому плану, из них жилищное строительство при плане 21,4 млн. рублей профинансировано в сумме 21,4 млн. рублей или 100,0 % годовых назначений.